Главная

Лунный календарь 2009

Моя деревня

Освоение целины

Огород-2009 (новое!)

Кухня Робинзона

Быт

Дневники

Робин-форум

Контакты и ссылки

Ваше мнение

Купить книжку!
Купить книжку!

 

2006 год.
СЕНТЯБРЬСКАЯ ПОЕЗДКА

11 сентября, понедельник.
Вышла из Кузьминок около 9 часов утра, а в 16.10 уже была в Семёновском. Дорога непроезжая только в районе мостика через Веженку – там четыре больших тополя бросают вечную тень на огромную лужу. К тому же её постоянно месят копытами два стада коров, прогоняемых от фермы на Семёновское. Эх, спилить бы эти тополя! Но лесная охрана не даст разрешения, это водоохранная зона.
река Веженкапуть в СеменовскоеИтак, вошла в свою усадьбу и увидела притоптанную траву. Опять кто-то шарился. Нет антенны телевизионной. Сброшен шест, есть обрывок кабеля, а самой антенны не видно. Дворик у крыльца зарос свежей травой. Я была здесь с 7 по 9 июля и вырезала ножом летнюю траву, выломала прошлогоднюю. И вот опять заросло. Надо покупать косу и прочий инвентарь. Составила список потребного. Завтра поеду в Белёв и куплю.
Первым делом сходила за водой на колодец. Пила чай. Вода невкусная, чувствуется, что в ней органики много. В колодце плавает всякая труха, которая сыплется с верхних гнилых венцов сруба. Процедила, принеся домой. К чаю – бутерброды, которые с утра сделала ещё в Москве, и карамель. Здешние мои запасы целы: чай, соль, спички, макароны. Никто не украл джинсы, майку, фумигатор и кружки. Но странным образом исчезла проволока с двери в дровяник. Теперь придётся купить висячий замок. А дверь из дровяника на двор открыта, а ведь была забита гвоздём. Гвоздь вырван, может быть, кто-то поддел ломиком? Два месяца меня не было: с 10 июля по 11 сентября.
дом в СеменовскомТопила печку с 17 часов до 20.30. Стемнело как раз в это время. Самолёты по-прежнему летают. От колодца в сумерках звуки: кто-то разговаривает. В избе стало тепло. Постелила согретую постель и отбиваюсь в горизонталь в 21.30. Трубу не закрываю. Будильник-мобильник запрограммировала на 6.30.
12 сентября, вторник.
Проснулась в 4.30 – как бы выспалась. Сделала гимнастику, посмотрела время и опять легла. Светает поздно. В 6.30 вскипятила кружку воды и заварила кофе в чашке. А к нему ничего нет, кроме карамели!
Туман начал подниматься. Вышла в 7.40. Дошла до шоссе в 8.40. Автобус Богданово – Белёв пришёл в Болото в 8.55, отошёл в 9.05. Билет до кинотеатра стоит 13 рублей.
Приехала в Белёв – и сразу к агенту. В 10 часов освободилась, забрав у него доверенность и согласие от Боровковых. К ним нужны разъяснения и дополнения от нотариуса. Это буду делать в Москве, и времени отпущено до 8 ноября.
Пошла по магазинам. Сначала пополнила баланс в Билайне, положив 200 рублей. Дошла до рынка, посмотрела цены. Картошка крупная – по 8 рублей. В основном Синеглазка, Невский. Встретился сорт с бархатистой кожурой, сказали, что это Киви. Выясняла сорта фасоли, но ничего не выяснила. Местные смогли только обрисовать форму куста: кустовая и вьющаяся.
пейзаж в СеменовскомПотом пошла в хозяйственный магазин и купила инструменты по своему списку, самые необходимые. Поскольку решила пожить в Семёновском до понедельника, то надо и поработать. Итак: ножовка, рулетка, ножницы, брусок, пассатижи, серп, висячий замок. Итог: 445 рублей. Потом: шампунь, зубная паста. Следом: сухое красное вино, сыр пошехонский, шоколад фигурный. Решила устроить себе новоселье.
Рюкзак набит, пора возвращаться. Но ещё зашла в столовую и пообедала на 40 рублей: щи с курятиной, бифштекс с макаронами и чай. Хлеб можно было не брать, так как «биф» в основном оказался сделанным из хлеба с солью. Забрала хлеб с собой. Успела на Газель в 12.40 (19 рублей).
Вышла у Болота в 13 часов, дошла до дома в 14 часов. Увидела толпу людей, сидящих на перекрёстке, и поняла, что они ждут автолавку. Быстро забросила покупки и куртку в избу, и пошла в общество соседей – знакомиться. Автолавка пришла в шестнадцатом часу, так что было время поговорить. Собралось пятнадцать человек, лица всё больше симпатичные, трезвые. Есть мужчины не пенсионного возраста. Есть дачники из Тулы и из Москвы – Валентина, Анна, Ирина. Соседи присматривались ко мне, задавали вопросы. Самая ближняя соседка – Татьяна, из местных, уже меня знает по приездам в апреле и в июле. Один мужик молча сидел с краю и не участвовал в общей беседе. Когда пришла машина, и все ринулись в очередь, молчаливый Николай подошёл ко мне и тихо спросил, нет ли у меня знакомых, которые могли бы купить его дом. Сам он хоть сейчас бы уехал к жене в Щёкино. А в доме всё останется: принцип «вошёл и живи». Договорились, что завтра я к нему приду смотреть хозяйство и дом. Интересно, что в автолавке нет спиртных напитков. Может, поэтому все держатся более-менее трезвыми?
У автолавки не только разговоры происходят, но и сделки на местном уровне. Кто-то покупает целую овцу живым весом, кто-то выводит цыплят на продажу соседям. Всех пропустив, я, наконец, отоварилась: купила литр подсолнечного масла и батон с изюмом. Зачем я купила масло? Из кухонной утвари у меня в доме только сковородка. Пойду завтра за грибами (все местные уже вовсю солят и сушат на зиму). По дороге из Болота в Семёновское подбирала картошку рассыпанную – кто-то с поля вёз и обронил. Собрала так рублей на шестнадцать. Буду жарить с грибами.
Вечером принесла из колодца воды – два раза по три литра. Таскаю трёхлитровым бидончиком, в каких обычно носят молоко. Затопила плиту, согрела воды и отмыла картошку от чернозёма, а потом сковородку от пыли. На ужин были классненькие бутерброды из батона с изюмом и сыра. Запивала красным вином, потому что вода из колодца невкусная, да ещё и осадок после кипячения. Кстати, при заборе воды выловила в колодце дохлую лягушку. Да уж, органики в воде хватает, и солей нерастворимых тоже.
13 сентября, среда.
Подъём в 7 часов, гимнастика, кофе с шоколадом.
Перебросала вилами компостную кучу, заложенную в июле. Ножовкой выпиливала сорные кусты какой-то ивы под ёлкой, а потом лишние суки на большой раките у сортира. И так до 9.30. Отдохнув, отправилась смотреть дом Николая.
дом ВенединаСегодняшний Николай был очень разговорчив. Не только хозяйство своё показал, но и всю историю свою поведал. В доме на потолке до сих пор крюк сохранился, на котором его колыбель качалась. Дом строил отец в тридцатых годах. А все сарайчики, курятники, мастерская (есть циркулярка) – всё сделано его руками, очень умелыми. Посмотрела страховки на дом и строения: в сумме оценка составляет 79 тысяч рублей, не считая имущества. Были бы у меня деньги, не раздумывая, поселилась бы в таком доме. Кстати, кирпичный, и окна на юг. А киска там какая! Такую киску не взять – в дураках остаться.
Обменялись телефонами. Сфотографировала кое-что.
После этого двинулась в лес по грибы. Шла вдоль опушки и насобирала полный пакет подосиновиков. Есть некие зонтики, но не такие, как в Медникове. Москвичка Валя сказала, что это мухоморы: выбрось, мол. Хотя я вижу, что это явный зонтик. По пути домой зашла к Татьяне попросить пару луковиц. Она копала картошку лопатой, а Сергей отвозил на тачке. Поле огромное, картошка крупная. Дала мне пять крупных луковиц типа Штутгартер и килограмма два Синеглазки.

в лесу опята ужин грибы

Придя домой, взялась за расчистку двора. Серпом вырезала траву от крыльца до стола, сложила её в компост. Натаскала кирпичей от сарая. Сложила очаг с подом и заложила в него сушняк. Пока он прогорал, почистила картошку и грибы. Подбросила хороших дров, поставила сковороду на решётку. (Вот тут кончилась паста в ручке, и отложила писание до пятницы.) Теперь надо вспомнить, как всё это было на самом деле.
Единственное, что точно помню: было очень вкусно. Вечером пекла картошку в очаге.
14 сентября, четверг.
Тепло и ясно. Семён – летопроводец. По-хорошему, так это должен быть местный праздник сельца Семёновского. Но не видно никого и не слышно радостных криков. Пошла в лес смотреть дороги – искать хороший подъезд к селу. Сначала была дорога сносная через культурный лес, но дальше она разворочена лесовозами, и нет смысла искать мост через речку – всё равно не проехать после лесовозов. Вернулась, по пути собрав грибов. Отмахала километров пятнадцать, очень устала.
дорога в лесуТопила в доме печку. Жарила грибы с луком, пекла картошку. Продолжала серпом резать траву во дворе. Теперь стол освободила со всех сторон. Вырезала и золотые шары – всё равно уже отцветают и развалились. Ножовкой подровняла старый куст сирени под южным окном, выпилила сухие ветки. Вырезала вокруг траву, а в траве обнаружились отводки сирени. Оставила их на вырост.
В сарае-пристройке устроила ревизию и нашла грабли, тяпку и черенок для лопаты. Есть молоток ржавый без ручки. Стала ножом вытёсывать рукоятку для него и поняла, что без топорика не обойтись. Придётся ехать в Белёв. Первым делом нужна ручка пишущая, потом коса и топор. Молоток не сделать без топора, а без молотка не сделать лопаты.
15 сентября, пятница.
Утро хмурое, моросит. Поехала в Белёв. Купила лопату без черенка, топорик, как в Медникове, и косу. Всё это на 457 рублей. Итого инвентаря уже на 912 рублей. А также купила ручку пишущую и календарь садово-огородный на 2007 год, чтобы составлять посевные таблицы. В Болоте зашла на почту, узнала индекс и часы работы, спросила, доставляют ли в Семёновское. Да! Доставляют! Ещё один аргумент в пользу переезда. Купила батон и сливки.
В Болоте меня остановил молодой мужик Валерий, и мы долго разговаривали. Он на мотороллере возит молочные продукты в Семёновское, у него две коровы. Хочет на лето уходить жить к нам – у нас травы хватает, ищет дом подешевле для сезонного проживания. Вот было б здорово – я бы поселилась на месте Николая, а он в охотничьем доме.
леса опушкаУ мостика меня обогнал жигуль: ехал мужчина лет сорока с женщиной. Проехал, несмотря на жидкую грязь. Потом оказалось, что это к Николаю дочь приехала. Через часок они ко мне пришли с разговором. Дело хорошее, но где бы взять сто тысяч рублей?
Пошла на колодец, таскала воду, так как нашла приличную эмалированную кастрюлю. На третьей ходке бидончик мой сорвался с цепи и утонул в колодце. Вместо воды таскала хворост от колодца и от ворот – здесь сухая упавшая ветла. Разожгла очаг и вскипятила воду в кастрюльке. После долгого кипячения в ней выпал белый осадок, и вкус улучшился. Чай получился уже без плёнки на поверхности.
Весь день дул сильный северный ветер, решила вечером хорошо протопить. Заодно поджарила Синеглазку с луком и выпила горячего красного вина.
Работать за письменным столом вечером темно, а лампу не купила – сэкономила. Писать статью буду днём.
16 сентября, суббота. Ясно, заморозок.
Утром на траве иней. Вот что значит сильный северный ветер накануне. А печку в мороз топи не топи - всё равно в доме холодно, так как два окна без стёкол, а дверь не закрывается после взлома. Дверь надо менять, печку перекладывать, а стены изнутри обивать. А пол? Совершенно не утеплён, подпола нет, сквозь щели в полу солнечный свет виден, когда вечерние лучи светят в отдушины.
дом в СеменовскомНу ладно, поворчала и взялась за утепление дома после завтрака – жареной картошки с луком, так как топила с утра. Выставила внутренний щит со второго восточного окна, потом зимнюю раму. Убрала осколки. Вставила вместо разбитого стекла целое, найденное в «холле». Снаружи тоже вставила, только там по размеру не подошло, пока прилагательное получилось, держится на загнутых гвоздиках. В следующий раз надо купить замазки. Теперь в комнате светло – два окна светят. Написала статью для АиФа.
Дверь, которая не закрывалась, подогнала до плотного закрывания методом топора. Стесала внизу часть порога, только и всего. Прибила самодельную деревянную ручку на внутренней стороне двери. Та, что имеется – травмоопасная, так как прибита слишком близко к проёму. Нашла старый коврик, выбила пыль и постелила на пол. Нашла половичок, тоже проветрила.
Работала в саду: вокруг четырёх молодых яблонь убрала траву, потом сделала прореживание крон. Ножовкой выпилила ветки, растущие внутрь кроны, конкурентные ветви – тоже, обломала волчки. Укоротила центральные проводники. Оставила минимум ветвей с северной стороны. Полюбовалась своей работой: Курдюмов бы похвалил.
Пыталась убрать траву с повалившегося забора, но бесполезно – сильно проросла среди штакетин. Заметила, что столбы заборные очень тонкие, они просто еле держат вес самого забора из толстых широких досок. Кто делал, сопромата не знает. Оставлю пока забор лежащим, подумаю о нём позже.
участокОкончательно выпилила сорную иву между ёлками у крыльца. Перебросала компост вилами. Сжигала сухие ветки и стебли лопуха в очаге. Там же поджарила макароны по-армянски на ужин. Запила их горячим вином. Вода в дефиците – нечем носить.
Смеркалось. Похолодало. Затопила в доме. В «холле» загремела ведром крыса. Вышла, шуганула её. Но она, мерзавка, успела испортить мои сливки «Домик в деревне» - прогрызла сверху пакет. Придётся отдать соседской кошке.
Итак, мои подвиги сегодня: 1. Окно застеклила, 2. Дверь подогнала, 3. Яблони обрезала, 4. Сорный куст выпилила, 5. Компостную кучу переложила. Вечером задумалась о молочнике из Болота. Почему бы не предложить ему летом жить у меня в гостевом домике? А скот пусть пасётся на моей большой усадьбе. Ведь я в любом случае не займу всю землю огородом. Главное – ему не нужны а) зимний дом, б) прописка. А мне будет хорошо, если рядом постоянно живой человек, да ещё с молоком. Вот это я здорово придумала! Послезавтра зайду к нему по пути на автобус, и поговорим.
охотничий домик17 сентября, воскресенье.
Опять заморозок. Всё в инее. Топила с утра. Носила воду из колодца в банке 0,8 л и в пластиковой бутылке 0,5. Жарила картошку с луком. Приходила соседка Валя, рассказала, что ещё одна соседка – Дуся – хочет уезжать и продавать свой дом.
у АнныВ 14 часов собралась и пошла смотреть дом Дуси. Сначала за водой сходила. В поход по деревне взяла карандаш, бумагу и фотоаппарат. По дороге к Дусе встретила Аню - москвичку, которая здесь живёт круглый год. У неё на выходных куча родственников с детьми. Компьютер, телевизор, радиотелефон (база в Болоте). Свой колодец, столы и лавки на улице. Российский флаг над крыльцом. Очень уютно. Вьётся фасоль, мною доселе не виданная. Огородик хорош, засеян сидератной рожью после картошки. В доме – русская печь, соленья, маринады, грибы. «Дети сегодня уедут, приходи – пообщаемся!» Показала, где Дуся живёт.
Подхожу – дом кирпичный, как бы две половины. Дуся была во внутреннем дворике с курами. Показала мне свои постройки, «хату» и вторую половину через окно: оказались развалины. Стены только целы, да крыша железная. А деревянные перекрытия рухнули, и внутренняя перегородка тоже. В кирпичном доме если никто не живёт и не топит, то он внутри отсыревает и гниёт.

соседка Анна фасоль Анны огород Анны

Дуся и ее полдомаДусин огородик хорошо расположен – склон на юг, значит, прогревается лучше. До сих пор там тыквы на плетях не замёрзшие. «Не знаю, и зачем посадила – свиней не держу уже, но вот хотелось посадить, а теперь таскать тяжело в хату». Буду у неё тыквы брать зимой для каши и варенья. Сама ещё не знает, уедет ли, да и как продавать, не решила. Ну, да ладно. Очень разговорчивая, целый час меня развлекала. Потом я зашла к Вале. Она выкапывает гладиолусы на хранение. Ей уезжать через два дня. Гладиолусы красивые, но поздно посажены, и только сейчас распускаются. Поговорили с ней часок. Дала мне на ужин капусты, моркови, огурцов и помидоров. Сделаю овощное рагу.
ужин готовлю18 сентября, понедельник.
Утром не пошла по инею, а доделала все дела по дому.
В Болоте зашла к Валерию и предложила ему свою идею про летний домик. Обменялись телефонами. Он хочет там летом держать не только двух коров, но и бычков откармливать, и овец пасти. Да, соседство было бы ценным для меня.
Вышла к остановке, позвонила в автостанцию, заказала одно место от Веженского. Подъехала Газель по расписанию, остановилась и посадила меня. Пока ждала, успела набрать яблок в совхозном саду – полный рюкзак. В Туле пересела на автобус до Москвы. В 21 час была уже в Кузьминках.
Своей поездкой осталась довольна. Все аргументы  - в пользу переезда. Соседи понравились, земля хорошая, дорога удовлетворительная, ехать от Москвы удобно. Но этой зимой там жить будет почти невозможно, так как нет денег на перевозку вещей и на покупку дров.

далее>>>

Создание сайта - Михаил Николаев © Наталья Борзых
Natalya-borzykh@yandex.ru
Используются технологии uCoz